Укладка художественного паркета► Стандартная укладка
► Сложная художественная укладка
► Установка бордюров и розеток и т.д.
Закажите услугу от 1400 рублей! |
История паркета
В нашу жизнь так плотно вошли слова - паркет, паркетная доска, что порой кажется будто эти напольные покрытия существовали всегда. Даже ламинат, еще недавно бывший диковинкой стал обычным атрибутом как солидных офисов, так и стильных квартир.
В этой статье мы хотим рассказать об истории паркета в России. Только проследив всю эволюцию напольного покрытия мы может в полной мере осознать совершенство современных технологий.
В Древней Руси для изготовления полов использовалось дерево, доски или т.н. "деревянные кирпичи". Уже в XVI в. начинают применять дубовые клепки, укладываемые особым рисунком, который получил название "елочка", а само покрытие стали именовать "косящатым". Обычно клепки укладывали на грубо спиленное основание из мягкой древесины, чаще всего сосны.
Историки склонны считать, что исконно присущие нашему народу навыки художественной обработки дерева и развитая культура укладки полов в древнерусском зодчестве создали необходимые предпосылки для последующего развития мастерства изготовления художественного паркета.
В XVII в. существовало уже несколько методик укладки, наиболее популярной из которых был способ "дубового кирпича", он заключался в том, что паркетины в формате кирпичей монтировали на известковой основе, а швы между ними заливали смесью извести и смолы. Иногда вдоль стен делали дополнительный бордюр из дуба. Этот метод был известен еще по Дмитровскому собору (Владимир), храму Василия Блаженного и Донскому монастырю (Москва). Со временем "дубовые кирпичи", наряду с функциональностью, приобрели и декоративную ценность.
В этот период сосредоточием мастеров были мастерские Оружейной палаты, который Петр I закрыл в 1711 г., переведя всех резчиков в Петербург для работы на корабельных верфях. Позже руками именно этих людей были выложены паркетные полы дворцов Северной Пальмиры. Так, согласно архивным источникам "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца".
В 1749 году для создания паркетов из Астраханской губернии было прислано 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранились в запасном Смольном дворе вместе с другими материалами, такими как грушевое дерево, самшит, ясень и пр. Весь этот запас в следующем году был отправлен в Царское село, где был немедленно пущен в дело. В дальнейшем среди пород дерева все чаще стали фигурировать экзотические "заморские" виды - жикитиба, якаранда и чефраз.
Такое разнообразие позволяло мастерам создавать необычные и сложные узоры. Появилась классификация паркета, основанная на типах использованных материалов. Можно уже встретить названия: "цветной" (из привозных деревьев), полуцветной, штучный (местные породы), дубовый.
Популярной была щитовая технология изготовления, когда на сбитый из досок щит наклеивали планки, составляя определенный узор. Затем щиты укладывали на решетку из прочных брусьев. Интересно, что форма щитов имела множество вариантов - квадраты, ромбы и даже круги. Для наклеивания планок существовало два метода - наборный, когда рисунок формировался из плотно пригнанных друг к другу отдельных частей и интарсия (инкрустация), при котором в основную породу, выполнявшую роль фона, врезали отдельные фрагменты цветного дерева. В ходе финальной сборки щитов, неточности расчетов исправляли при помощи фриза паркета, так как его ширина поддавалась регулировке. Поэтому фризы обычно выполняли на месте.
Знание множеств тонкостей ремесла позволяло мастерам создавать настоящие шедевры. Например, в паркетном деле большую ценность имеет природная окраска дерева, поэтому настоящим искусством считалось умение правильно осуществить раскол дерева, его подбор и укладку под определенным углом близких клепок. Грамотно сделанная работа дарила возможность наслаждаться одной из главных особенностей напольного покрытия - изменчивой игрой дерева на свету. В зависимости от освещения и перемещения его источника части пола то вспыхивали светлыми пятнами, то, напротив, угасали. Дело в том, что раскол дерева в котором направление волокон ориентировано параллельно источнику света, кажется светлым, если перпендикулярно - темным.
В XVII-XIX вв. все работы выполнялись исключительно вручную, а массовое производство в фабричных условиях начинается только в 70-х гг. XIX в. Уже к началу XX в. практически все фабрики переходят на изготовление паркетной доски. В Советской России профессия краснодеревщика фактически утрачивает свой смысл, вновь постепенно возвращаясь только в 1960-х гг. Возрождение художественного паркета оказалось напрямую связано с работой реставраторов, постепенно восстановивших особенности и секреты этого непростого искусства.